Главная > Магистратура > Выбираю направление подготовки (специальность) > Педагогический институт > 39.04.02 Социальная работа, магистерская программа «Социальная инженерия: проектирование, организация и управление процессами в социальной сфере»»

39.04.02 Социальная работа, магистерская программа «Социальная инженерия: проектирование, организация и управление процессами в социальной сфере»»

Паспорт образовательной программы

Наименование образовательной программы

39.04.02 Социальная работа, магистерская программа «Социальная инженерия: проектирование, организация и управление процессами в социальной сфере»»

Структура университета, реализующая образовательную программу

Педагогический институт

Языки

Обучение ведется на русском языке

Вступительные испытания

Экзамен в форме тестирования (минимальный балл: 15)

Количество мест в 2021 году

Места за счет ассигнований федерального бюджета (бюджетные места) - 9 (заочная форма обучения)

Места по договорам об оказании платных образовательных услуг - 10 (заочная форма обучения)

Продолжительность и формы обучения

Заочная форма обучения - 2.5 года

Стоимость обучения в 2020 году

Заочная форма обучения — 39 000 руб.

Конкурентоспособность образовательной программы

Актуальность направления социальной инженерии как вида профессиональной деятельности обусловлена потребностью государства в кадрах, способных воплощать, находить решения в новых видах деятельности управления системами социальной сферы. В основе социальной инженерии лежит сочетание инженерных методов исследования с социально-психологическим моделированием и организационным управлением.

В современном понимании социальную инженерию в одном из значений рассматривают как целенаправленную деятельность по созданию или трансформации социальных институтов, осуществляемую профессионально подготовленными специалистами. Концепция развития социальной инженерии в сфере социальной работы основываем на системном, личностно-ориентированном,компетентностном, инженерном подходах. 

Специфика социоинженерной деятельности определяет инновационное содержание и задает вектор развития социальной сферы. Характеристика социальной инженерии в социальной работе состоит из двух формирующих компонентов. 

Во-первых, социоинженерная деятельность — это сознательные воздействия, направленные на регулирование, контроль, сопровождение социального поведения индивида. Совокупность методов управления обществом является разновидностью управленческой деятельности, осуществляемой на основе взаимодействия специалиста по социальной работе с руководителем организации, с другими специалистами, задействованными в решении конкретной социальной задачи.

Во-вторых, социоинженерия — это исполнение организационных задач, таких как выбор стратегии развития социальных организаций и институтов, экспертная оценка принимаемых решений, консультирование и контроль за внедрением социальных новшеств, которое осуществляется при наличии отработанного арсенала методов, технологий, специальных помогающих средств.

Таким образом, социальная инженерия соединяет научный и практический потенциал в социальной работе, дает возможность поступательного развития данной отрасли, наращивание и расширение финансовых возможностей региона.

Инженерная деятельность охватывает создание и обслуживание искусственных систем, специально созданных людьми для решения социально-политических государственных задач. 

Область знаний социоинженерной деятельности в социальной работе ориентирована на как на изменение поведения и установок индивидуумов, сохранение и умножение их социальной активности, так и на создание и обслуживание социальных систем искусственного типа, специально созданных людьми для решения социально-политических государственных задач. 

Она имеет существенные характеристики, связанные с дальнейшей профессиональной деятельностью выпускников магистратуры: это установка на применение научных методов и средств в практике социального управления, это владением навыками управленческого воздействия на социальные системы, дифференцированная организация деятельности в соответствии с объектом воздействия и используемым подходом.

Технологизация социальной работы является одним из направлений инженерной социальной деятельности. Подразумевает изобретение, конструирование, проектирование жизненного цикла системы (коммуникации, учреждения). Социоинженер социальной работы существенно отличается от других специалистов тем, что создает новые объекты, реконструирует и совершенствует их для преобразования в более устойчивую, эффективную структуру. Его надпредметные знания, полученные при освоении программы магистратуры «Социальная инженерия: проектирование, организация и управление в социальной сфере» дают возможность проявить себя в различных ролях профессиональной направленности: руководитель-конструктор, руководитель – аналитик, руководитель -  технолог, руководитель – медиатор. 

Спектр объектов социоинженерной деятельности в социальной сфере многообразен: система социального обслуживания и социальной защиты населения, здравоохранения, система промышленности и строительства, сельского и лесного хозяйства, бизнеса, страхования, пенитенциарная система и другие государственные, коммерческие и некоммерческие структуры.

Магистрант научится:

• прогнозировать и проектировать реализацию социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг, мер социальной поддержки;

• преподавать по программам бакалавриата;

• управлять организацией социального обслуживания;

• выявлять и оценивать потребности граждан, семей в социальном обеспечении, социальной помощи и социальном обслуживании;

• управлять социальными рисками, возникающими в процессе жизнедеятельности человека, на основе современных стратегий социальной помощи;

• применять технологии активизации потенциала человека с целью улучшения условий его жизнедеятельности и индивидуального благосостояния.

Выпускник сможет решать социальные проблемы населения, участвовать в реализации социальной политики и работать в различных сферах (образование и наука; социальное обслуживание; сфера управления социальной защиты населения; здравоохранение; культура; медико-социальная экспертиза; пенитенциарная система; система организаций, регулирующих занятость, миграцию, помощь в чрезвычайных ситуациях; силовые структуры; предприятия и фирмы различных видов деятельности и форм собственности; некоммерческие организации).

Образование, обеспеченное магистерской программой 39.04.02 «Социальная работа» по профилю «Социальная инженерия: проектирование, организация и управление процессами в социальной сфере» позволяет выпускникам сделать академическую карьеру. После окончания магистратуры они могут продолжить свое образование и занятия наукой в области социальной работы, обучаясь в аспирантуре ТГУ имени Г.Р. Державина по научным специальностям: 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (социальная работа-уровень высшего профессионального образования) и 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание).

 

Профессорско-преподавательский состав, реализующий образовательную программу

Курилович Надежда Васильевна, заведующая кафедрой социальной работы, д.п.н., доцент, профессор кафедры социальной работы. Сфера интересов: непрерывное социальное образование, организация социальной работы с людьми пожилого возраста, социальное проектирование.

Болдина Марина Александровна, к.п.н., доцент. Сфера интересов: изучение методов обучения специалистов социальной сферы и организация социальной работы с семьей.

Гарашкина Наталья Владимировна, д.п.н., профессор. Сфера интересов: непрерывное социальное образование и его дидактическое проектирование, технологизация социальной сферы, современные технологии социального воспитания.

Деева Елена Викторовна, к.п.н., доцент. Сфера интересов: социальное здоровье молодежи.

Деревягина Татьяна Георгиевна, к.п.н., доцент. Сфера интересов: история благотворительности.

Дружинина Анастасия Александровна, к.п.н., доцент. Сфера интересов: инновации в образовании и социальной сфере; социальное управление, социальный маркетинг и социальное предпринимательство

Дорожкина Ольга Алексеевна, д.п.н., профессор. Сфера интересов: организация социальной работы с группами риска.

 

Работодатели, участвующие в реализации образовательной программы

Курилович Надежда Васильевна, д.п.н., директор АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки», заместитель председателя комиссии по развитию социальной сферы Общественной палаты Тамбовской области.

Деревягина Татьяна Георгиевна, к.п.н., Председатель ТРОО «Молодежные инициативы», член Общественной палаты Тамбовской области

 

Базы прохождения практики

Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области 

ТОГКУ СО «Детский дом-интернат для детей с серьёзными нарушениями в интеллектуальном развитии «Мишутка»

ТОГБСУ СОН «Психоневрологический интернат № 2»

ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса»

ТОГКСУ СО «Социальный приют для детей «Орешек»

ТОГБУ СОН «Забота»

ТОГКУ  «Центр социальной поддержки граждан»

ТОГБУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

МКУ «Центр предоставления дополнительных мер социальной помощи и работы с отдельными категориями граждан города Тамбова»

ТООО «Молодёжные инициативы»

АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки»

МАУ «Дом молодежи»

МБУДО «Центр внешкольной работы»

ТОГБУ «Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ради будущего»

ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребёнка»

ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница»

МБДОУ детский сад комбинированного вида №71 «Незабудка»

МБДОУ детский сад №14 «Красная шапочка»

Тамбовский региональный центр социальной педагогики и социальной работы

 

Места трудоустройства выпускников

Выпускники могут работать в организациях социальной защиты населения; социального обслуживания; образования; здравоохранения; культуры; медико-социальной экспертизы; пенитенциарной системе; организациях, регулирующих занятость, миграцию, помощь в чрезвычайных ситуациях; силовых структурах, предприятиях и фирмах различных видов деятельности и форм собственности; некоммерческих организациях.

Кем сможет работать

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Планирует и контролирует деятельность организации социального обслуживания, управляет ресурсами организации социального обслуживания, взаимодействует с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями, обеспечивает развитие организации социального обслуживания

СПЕЦИАЛИСТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Осуществляет деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения; определяет объем, виды и формы социального обслуживания и меры социальной поддержки; организует социальное обслуживание и социальную поддержку граждан с учетом их индивидуальной потребности

ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛЕНИЕМ В КОМПЛЕКСНОМ ЦЕНТРЕ СОЦ. ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Организует деятельность подразделения (группы специалистов) по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки: контроль качества и эффективности социального обслуживания граждан и предоставления мер социальной поддержки; подготовку предложений по формированию социальной политики

СПЕЦИАЛИСТ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Разрабатывает и реализует социальные проекты и программы поддержки работников предприятия и членов их семей

 

Отзывы выпускников

Вялушкнина Татьяна, методист отдела по работе с молодёжью МАУ "Дом молодежи".

Уже в старших классах школы я четко представляла, какой деятельности хочу посвятить свою жизнь. И обучение на направлении «Социальная работа» в Тамбовском государственном университете имени  Г.Р.Державина позволило воплотить мою мечту. Обучение, в первую очередь, дало мне знания, возможность применить их на практике. Я обрела друзей в лице одногруппников, коллег. Каждый преподаватель вкладывал в студента частичку себя, это делало обучение очень комфортным и интересным. 

Направление «Социальная работа», по моему мнению, одно из самых необычных и интересных направлений обучения. Именно здесь можно проявить себя как в науке, так и творчестве. Кафедра создает условия для всестороннего развития студента (научные конференции, круглые столы, акции, сотрудничество с социальными учреждениями, участие в конкурсах и др.).

Привлекательность данной профессии, в первую очередь, в ее обширности. Социальная работа нужна всем: от детишек до пожилых людей.