АБИТУРИЕНТУ

45.03.01 Филология, профиль «Зарубежная филология»

Паспорт образовательной программы

Наименование образовательной программы

45.03.01 Филология, профиль «Зарубежная филология»

Структура университета, реализующая образовательную программу

Факультет филологии и журналистики

Языки

Обучение ведется на русском языке

Вступительные испытания в 2020 году

1. Иностранный язык (минимальный балл: 40)

2. Литература (минимальный балл: 40)

3. Русский язык (минимальный балл: 40)

 

Поступающие на базе среднего профессионального образования или высшего образования имеют право сдавать вступительные испытания, проводимые университетом самостоятельно

Количество мест в 2020 году

Места за счет ассигнований федерального бюджета – 7

Места по договорам об оказании платных образовательных услуг – 23

Средний балл ЕГЭ по очной форме обучения (по итогам Приемной кампании 2019 г.)

Места за счет ассигнований федерального бюджета – 79,4

Места по договорам об оказании платных образовательных услуг – 63,67

Продолжительность и формы обучения

Очная форма обучения - 4 года

Конкурентоспособность образовательной программы

Профиль «Зарубежная филология» обеспечивает подготовку высококлассных специалистов, готовых к филологической, исследовательской, педагогической и переводческой деятельности в сферах межкультурной коммуникации, средств массовой информации, образования и пр.

Образовательная программа предполагает формирование профессиональных навыков составления, редактирования, аналитического сопровождения различных типов текстов, а также осуществления устной и письменной коммуникации на русском и двух изучаемых иностранных языках (английском и немецком, либо французском).

Существует возможность продолжения обучения в магистратуре по направлению подготовки 45.04.01 Филология, профиль «Иностранные языки в теоретическом и прикладном аспектах межкультурной коммуникации (английский язык и китайский язык)», а также 45.04.02 Лингвистика, профиль «Письменный и устный перевод».

Кроме того, следует отметить, что молодые филологи имеют широкие возможности для профессиональной и личностной реализации. Студенты регулярно побеждают на международных, всероссийских, региональных и внутривузовских конкурсах, являются лауреатами научных стипендий и держателями исследовательских грантов. Участие в конференциях российского и международного уровня дает возможность студентам активно публиковать свои научные труды, выезжать на стажировки в страны Дальнего Зарубежья. Регулярно проводятся мастер-классы с участием носителей языка. Предоставляемые возможности международных контактов и обменов являются мощным стимулом повышения мотивации к овладению иностранными языки на высоком уровне. 

Профессорско-преподавательский состав, реализующий образовательную программу

Бабина Людмила Владимировна, доктор филологических наук, профессор. Сфера профессиональных интересов: когнитивное словообразование, лексикология.

Панасенко Людмила Александровна, доктор филологических наук, доцент. Сфера научных интересов: категоризация мира в языке.

Безукладова Ирина Юрьевна, доктор филологических наук, доцент. Сфера научных интересов: когнитивная лингвистика.

Дубовицкая Екатерина Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент. Сфера научных интересов: когнитивная лингвистика, английская литература.

Кащеева Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов: методика преподавания английского языка.

Козлова Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент. Сфера научных интересов: когнитивная теория метафоры и метонимии, проблемы концептуализации, категоризации и репрезентации событий в языке; функциональная категоризация языковых единиц.

Куксова Наталия Александровна, кандидат филологических наук, доцент. Сфера научных интересов: когнитивная лингвистика, категоризация и концептуализация пространства, английский глагол как средство функциональной категоризации пространства, межкультурная коммуникация, теория и практика перевода.

Чеханова Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент. Сфера научных интересов: проблемы лексики и фразеологии, проблемы перевода.

Чуксина Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов: методика преподавания иностранных языков, английский язык для академических целей, деловой английский язык, практическая и теоретическая фонетика.

Рябых Екатерина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент. Сфера научных интересов: когнитивная теория метафоры, проблемы концептуализации, репрезентации знаний в языке, перевод и переводоведение; психолингвистика, теория коммуникации.

Кузьмина Елена Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент. Сфера научных интересов: когнитивная лингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, лингвокультурология.

Ершова Наталья Болатовна, кандидат филологических наук, доцент. Сфера научных интересов: прагматика, гендерные исследования, теория языка, когнитивная лингвистика.

Трофимова Людмила Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов: методика преподавания французского языка, формирование эффективных познавательных стратегий в самостоятельном изучении иностранного языка.

Давыдова Елена Ивановна, кандидат филологических наук, доцент. Сфера научных интересов: исследования в области когнитивного синтаксиса.

Работодатели, участвующие в реализации образовательной программы

Казначеева Инна Петровна, директор МАОУ СОШ № 1 «Школа Сколково-Тамбов»

Черемисина Надежда Петровна, директор МАОУ «Гимназия № 12 им. Г.Р. Державина»

Базы прохождения практики

Образовательные учреждения г. Тамбова и области (МАОУ СОШ № 1 – «Школа Сколково-Тамбов», МАОУ гимназия № 12 им. Г.Р. Державина, МАОУ лицей № 29, МАОУ лицей № 6 и пр.), языковые центры и переводческие агентства (Центр иностранных языков факультета филологии и журналистики ТГУ им. Г.Р. Державина, Центр профессионального роста ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбовский центр иностранных языков, Цент иностранных языков «Ispeak» и пр.), научно-исследовательские центры (Сетевой научно-образовательный центр когнитивных исследований) и пр.

Места трудоустройства выпускников

Данное направление предполагает подготовку бакалавров к филологической деятельности в различных прикладных сферах, к исследовательской и переводческой деятельности широкого профиля (устный, письменный перевод различных типов текстов), к работе в области межкультурной коммуникации, в пресс-службах, информационных агентствах, а также в системе российского и зарубежного образования, учреждениях культуры и управления в качестве учителей, преподавателей, переводчиков, гидов, референтов и др. 

Отзывы выпускников

Ляшова Алёна, Языковой центр, Люксембург.

Направление подготовки 45.03.01 «Филология», профиль «Зарубежная филология» – это, прежде всего, многолетние традиции обучения иностранным языкам и высококвалифицированные преподаватели, готовые всегда прийти на помощь. Четыре года обучения на бакалавриате в рамках данного направления поспособствовали не только развитию навыков владения языками, но и подарили действительно уникальные возможности реализации и применения полученных знаний. Лично мне удалось поучаствовать в нескольких ежегодных международных летних лагерях, проводимых в рамках Факультета филологии и журналистики по инициативе Тамбовского общества Гёте совместно с Ветцларским обществом Гёте и Союзом христианской молодежи округа Гиссен (Германия), а также в лингвокультурологической экспедиции в Германию в 2014 году, пройти годовую стажировку в Университете Люксембурга, находящемся в постоянном сотрудничестве с ТГУ им. Г.Р. Державина.

На вопрос, что мне дало обучение в рамках данного направления подготовки, могу с уверенностью ответить – это не только время, которое вспоминается с ноткой ностальгии, и классический подход к обучению, но и уникальные возможности!

 

Кожевникова Юлия, ассистент кафедры зарубежной филологии и лингвистики. Выпускница 2015 года.

Обучаясь на 5 курсе, я успешно прошла конкурсный отбор лекторов (преподавателей русского языка) в рамках программы российско-французских академических обменов 2015/2016 года, имея хороший уровень владения иностранными языками, полученный благодаря высококвалифицированным специалистам, работающим по направлению подготовки. Вакансия лектора для меня была открыта в лицее г. Мец (Франция). Годовая нагрузка лектора русского языка составляет 200 часов семинарских занятий с преимущественно фракоязычными учащимися, изучающими русский язык на уровне от А1 до В2. Моя задача состояла в развитии коммуникативных навыков (говорение, письмо, чтение, аудирование), а также разработке планов обучения для изучающих русский язык как дополнительный предмет. Кроме занятий я также участвовала в подготовке и проведении мероприятий для продвижения русского языка и культуры, чтобы как можно больше и как можно реальнее представить уклад и быт нашей страны, помочь преодолеть языковой барьер. Я рада, что мне выпала такая прекрасная возможность представлять свою Родину на международном уровне. Именно обучение в стенах Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина способствовало моему личностному и профессиональному росту.